Что такое буллинг или психологическая травля — виды и проявления в школе, на работе или в сети интернет

Содержание

Школьный буллинг: как остановить травлю

Что такое буллинг или психологическая травля — виды и проявления в школе, на работе или в сети интернет

29.08.2018

Здравствуйте, дорогие читатели. Сегодня мы поговорим о том, что собой представляет буллинг в школе.  Вы узнаете, каковы причины этого явления. Выясните, как оно проявляется. Вам станет известно, что делать при этом.

Виды

Термин «буллинг» определяется, как травля, запугивание человека одним или больше агрессорами.

Различают четыре типа травли в школе, при этом они могут еще и сочетаться друг с другом.

  1. Вербальная. Ребенка оскорбляют, называют обидными словами, смеются над ним, над особенностями его поведения, внешним видом.
  2. Поведенческий террор. Одному ученику объявляют бойкот, от него изолируются, забирают его вещи, создают всевозможные условия, которые существование в коллективе делают невыносимым.
  3. Физические издевки. Ребенку наносятся целенаправленные увечья, побои. Тут речь идет о ситуации, когда один из противников более сильный, чем другой, а не о школьных драках.
  4. Кибербуллинг. Издевательства происходят посредством социальных сетей, когда ребенку отправляют оскорбительное сообщение или снимают ролики, в которых демонстрируются издевки над жертвой, выкладывают их в социальной сети или на .

Возможные причины и группа риска

Травля может рождаться против детей другой расы

Школьный буллинг в основном возникает при наличии двух факторов.

  1. Неправильное воспитание в семье. Вырастает малыш, который хочет быть лидером и добивается этого любым способом, угнетая более слабых. Либо, который вырос в семье, где практиковалась грубая сила, и он стал агрессором.
  2. Неправильные действия педагогов. В некоторых случаях сами учителя провоцируют развитие травли, когда начинают отмечать качества определенного ребенка. Нередко педагоги не замечают происходящее в своем классе, имеет место попустительство.

Чаще всего жертвами буллинга становятся:

  • неуверенные, тихие малыши, которые чем-то отличаются от остальных, имеют изъяны во внешности или в поведении, в речи, в частности, слишком худые или полные, те, кто носит очки, имеют физические недостатки;
  • дети, которые отличаются расой, имеют проблемы с языком, другой цвет кожи;
  • те, у кого присутствует материальный достаток;
  • дети, успешные в учебе;
  • внешне очень красивые.

Характерные проявления

К признакам наличия буллинга относят:

  • физическую агрессию;
  • порчу имущества;
  • нанесение побоев;
  • словесную агрессию, когда ребенку придумывают обидные клички, коверкают его имя, матерятся в его сторону;
  • распространение сплетен, ложных слухов о жертве.

Родители могут заподозрить наличие буллинга, если у их дочери или сына произошли определенные изменения:

  • у малыша пропадают деньги, вещи;
  • ребенок стал задумчивым, постоянно в расстроенных чувствах;
  • отсутствует общение с одноклассниками за пределами школы;
  • учащиеся старших классов начинают замыкаться в себе, младших – стараются, как можно больше времени находиться рядом со взрослыми;
  • порванная одежда, ссадины, синяки и царапины на теле малыша;
  • ребенок ищет повод для того, чтобы не идти в школу, притворяется больным.

Советы

  1. Родители должны показывать своему отпрыску, что он не остался наедине со своей проблемой, что они всегда готовы его поддержать.
  2. Недопустимо снова и снова расспрашивать ребенка о том, что он пережил, заставляя возвращаться в те события, когда он ощущал угрозы, унижение или давление.

  3. Нельзя насмехаться над своим сыном или дочерью, говорить, что это все несерьезно, что он слишком остро реагирует на поведение одноклассников.
  4. Вы должны научить своего ребенка не вестись на провокации, не реагировать на то, что говорят в его сторону, если есть уверенность в том, что психологическая травля не перейдет в физическое насилие.

  5. Убедите своего ученика в том, что другие дети рассчитывают на то, что он начнет паниковать, покажет свою слабость, начнет жаловаться, плакать или истерить. А значит, необходимо демонстрировать свою невозмутимость и самодостаточность, чтобы другие не цеплялись. Попрактикуйтесь с ребенком, как нужно правильно общаться с агрессивно настроенными личностями.

    Расскажите, что не стоит впадать в слезы, кричать, лучше говорить с обидчиком вежливо, с юмором.

  6. Обязательно покажите своему отпрыску, что Вы с ним. Не нужно считать, что он уже взрослый, самостоятельно справиться с обидчиками. Важно, чтоб ребенок видел в своих родителях поддержку и опору.

  7. Пусть ученик, если портят его вещи, сразу сообщает об этом педагогу, но не нужно называть имена конкретных ребят. Лучше сказать, что кто-то что-то испортил. Важно, чтобы зачинщики видели, что жертва не станет молчать.
  8. Делайте все для того, чтобы ребенок не боялся школьных хулиганов.

    При этом объясняйте, что всегда необходимо обращаться к педагогу за помощью, если имеет место слишком запущенная ситуация, в частности, если поступают угрозы или попытки избиения.

  9. Если ребенку не удается самоутвердиться в школе, то можно найти место, где это будет ему под силу. Например, отправиться в спортивную секцию, записаться на творческий кружок.

    Важно, чтоб у девочки или мальчика было место, где он мог бы ощутить свою значимость.

  10. Воспитывайте в своем отпрыске уверенность в себе, смелость регулярно хвалите его, повышайте самооценку. Помните о том, как он относится к себе, так и к нему будут относиться люди, которые его окружают.

  11. Общайтесь со своим чадом, советуйтесь с ним, спрашивайте его мнение в той или иной ситуации.
  12. Иногда необходимо обратиться за помощью к психологу. Умелый специалист сможет изменить ситуацию коренным образом, найдет правильный подход к ребенку, создаст с ним доверительные отношения, настроит контакт, поможет справиться с внутренним конфликтом.

  13. Если ситуация поворачивается таким образом, что ребенку действительно угрожает физическое насилие со стороны сверстников, то необходимо принимать экстренные меры, обращаться к классному руководителю, директору, который вызовет родителей обидчиков. Если это не поможет, необходимо действовать дальше, обращаться в правоохранительные органы, в прессу.

    Необходимо понимать, что гонители, по сути, сами имеют заниженную самооценку и за счет выбранной жертвы пытаются ее повысить.

Теперь Вам известно, что такое буллинг, в частности его проявления в школе. Родители должны понимать, что ребенок, который поддается травле, нуждается в психологической поддержке и участии своей мамы и папы. Недопустимо закрывать глаза на происходящее и надеяться на то, что все пройдет само собой. Помните, что психика ребенка сильно страдает при этом.

Школьный буллинг: как остановить травлю Ссылка на основную публикацию

Источник: https://psycho4you.ru/lichnost/detskaya/bulling-v-shkole

Буллинг (травля) в школах – психологи о проблеме и методах её решения

Что такое буллинг или психологическая травля — виды и проявления в школе, на работе или в сети интернет

Буллинг, травля или моббинг – социальное явление, присущее человеческому обществу, как предполагают ученые, с первых этапов его появления. Это систематические нападки, причинение физического вреда намеренно, с целью унизить слабейшего, который не может по каким-то причинам дать отпор.

Природу склонности к жестоким “развлечениям” изучают клинические и социальные психологи.

Чтобы понять механизм появления агрессии сильного и властного по отношению к слабому и подчиненному, было проведено множество социальных экспериментов.

Очень показателен тюремный эксперимент Филипа Зимбардо, или Стэнфордский тюремный эксперимент, где участвовали 24 студента – юноши из хороших семей, психологически устойчивые и не замеченные в склонности к насилию.

Коллектив разделили на две группы: одна выполняла роль охранников, другая – заключенных. Эксперимент не удалось довести до конца: через 6 дней “охранники” вовсю издевались над “заключенными”, и его пришлось прервать, признав неэтичным.

Это лишь один пример искусственно созданной ситуации, доказывающей, что беспомощность жертвы разжигает агрессию преследователя, а для травли не нужен повод. Повседневная действительность предоставляет немало подтверждений этих фактов.

Разновидности травли

Буллинг бывает прямым или косвенным; первый чаще происходит среди учеников младших классов, второй – старших и средних. Подавляющее большинство агрессоров – мальчики, они же в большинстве случаев становятся жертвами. Мальчики также активнее девочек участвуют в коллективных насильственных действиях против аутсайдера. Наиболее популярные приемы травли в школе:

  • побои
  • отъем денег
  • порча личных вещей
  • угрозы
  • принуждение к чему-либо
  • словесная агрессия, оскорбления
  • очерняющие сплетни
  • игнор (бойкот)
  • неприличные жесты.

Кибербуллинг

Для кибербуллинга, то есть преследования жертвы на просторах интернета, используется электронная почта и социальные сети; создаются фотожабы и мемы с изображением жертвы, публикуются фрагменты личной и открытой переписки. По последним данным, около 70% московских школьников участвовали в оскорблениях однокашников в соцсетях. Унижениям подвергались и учителя – число пострадавших от кибербуллинга педагогов в Москве достигает 17%.

В борьбе за родительское внимание, материальные ресурсы, доминирование проявляется буллинг между родными или сводными братьями и сестрами (сиблингами). Ситуацию может спровоцировать возложение на старшего ребенка родительских функций, неравное распределение материальных ресурсов и ласки.

Психологические портреты участников травли

В ситуации буллинга участвуют жертва, преследователь и наблюдатели. Психологи пришли к выводу, что каждая из ролей – в какой-то степени отражение личностных качеств человека. Поэтому дети с определенными особенностями характера находятся в “группе риска”.

Типичная жертва школьных агрессоров

Чаще всего жертвой школьных издевательств становятся дети , обладающие такими чертами, как:

  • сентиментальность
  • чувствительность
  • повышенная тревожность
  • заниженная самооценка
  • склонность к одинокому досугу.

Дети с подобным характером мало играют со сверстниками, предпочитая общество взрослых, книгу, компьютерные игры. Они часто плачут, подвержены приступам грусти, не любят спорт и находятся в слабой физической форме. Типичная жертва преследований замкнута, не ладит с окружающими, низко оценивает свою привлекательность и ум.

Перечисленные качества появляются как последствия травли, но могут и спровоцировать её. Для агрессивно настроенных сверстников эти свойства личности – сигнал, что перед ними легкая добыча.

Детей со слабым здоровьем преследуют чаще, особенно, если хронические болезни повлияли на внешность ребенка. Среди заболеваний, которыми страдают жертвы буллинга, на первых местах следующие:

  • ожирение
  • диабет
  • СДВГ
  • аутистические расстройства
  • эпилепсия
  • гормональные патологии.

Нередко преследуются девочки и мальчики, чья внешность и манеры воспринимаются сверстниками как не соответствующие гендеру. “Феминные” юноши или девушки, предпочитающие гендерно-нейтральную одежду и аксессуары, сталкиваются с угрозами и агрессией чаще остальных.

Характерные черты ребенка-преследователя

Типичный зачинщик травли имульсивен, обладает взрывным темпераментом и издевается над другими, чтобы самоутвердиться. Ребенок может быть нарочито грубым, демонстрировать отсутствие эмоций и показную агрессию, создавать имидж отщепенца и маргинала.

На деле такое поведение – лишь маска. Преследователи обычно хорошо социализированы, пользуются авторитетом, окружены приятелями и, не в пример жертвам, редко испытывают одиночество. Дети-агрессоры гораздо меньше склонны к депрессиям и тревожным расстройствам, чем аутсайдеры.

У преследователей высокий эмоциональный интеллект, который они используют для манипулирования другими, используя их чувства и состояния. Они третируют слабых, чтобы получить материальные и психологические выгоды: авторитет, власть, деньги, ценные вещи. Обижая другого, агрессор получает моральное удовлетворение – подтверждение своей силы.

Провоцирующая жертва

Некоторые дети совмещают манеру поведения агрессора и жертвы; выступают в обеих ролях по отношению к разным людям. Например, получив оскорбление от главного хулигана школы, спешат отыграться на безобидном ребенке из своего класса.

“Провоцирующая жертва”, как таких детей называют психологи, нередко ведет себя агрессивно. У нее слабый самоконтроль и уровень социальной адаптации, низкая популярность в классе. Ребенок тяжело усваивает информацию, часто испытывает тревогу, депрессию.

Он редко пользуется любовью учителей, склонен к суицидам, членовредительству.

Свидетели буллинга

Поведение свидетелей определяет развитие конфликта. Получив поддержку, хулиган усиливает нападки, но видя осуждение и сострадание жертве, прекращает их.

Большинство детей в глубине души сочувствуют жертве, но из страха занять ее место не поддерживают преследуемого. В душе у свидетелей бушуют противоречивые чувства – вина за пассивность и желание напасть на жертву вместе с зачинщиком. Если дети постоянно наблюдают унижение слабого, то постепенно теряют способность сочувствовать.

Роль учителя в происходящем

Глядя на разворачивающуюся у них на глазах трагедию, дети дублируют отношение учителя к происходящему. Педагоги часто пускают травлю на самотек, считая, что она научит ребенка здоровому взаимодействию с членами коллектива. Учитель перекладывает ответственность с агрессора на жертву, руководствуясь стереотипами:

  • нужно уметь постоять за себя
  • нельзя избегать общества других
  • травля учит адаптироваться в социуме.

Учитель может и не озвучивать подобные убеждения. Дети перенимают эту политику неосознанно, руководствуясь примером педагога, особенно если тот пользуется авторитетом.

Хотя классный руководитель понимает механизмы и возможные последствия происходящего, в ряде случаев он предпочитает сохранять нейтральную позицию и не вмешиваться. Из-за этого буллинг продолжается и может принимать угрожающие формы.

Взрослый при желании способен остановить насилие; от его поведения зависит, насколько безопасно чувствует себя ребенок в школьном коллективе.

Предпосылки возникновения буллинга в семье и обществе

Говоря о причинах травли, нельзя игнорировать характер и модель поведения жертвы. Но есть еще много причин, которые подготовили почву для печальных событий. Они скрываются как в семье, так и в обществе, его культурной парадигме.

Негативные установки, полученные дома, помогают привлечь внимание агрессора: тот быстро распознает мишень для нападок. Основные “семейные” факторы буллинга – это:

  • словесная агрессия
  • домашнее насилие
  • развод родителей
  • повторный брак
  • жестокое обращение – шлепки, подзатыльники, порка и т.д.
  • чрезмерная родительская опека
  • выученная беспомощность (установка на неуспех).

Последний пункт воспитывается родителями, которые редко поощряют успехи ребенка, но часто наказывают его за неудачи, боятся перехвалить.

Как общество воспитывает склонность к насилию

  • Детей учит агрессии многое: пример взрослых, трансляция сцен жестокости в СМИ, общественные кризисы (война, революция, переворот). Социальные потрясения повышают уровень тревожности и уязвимости. Комбинация беспомощности и тревоги повышает риск стать жертвой или нападающим.
  • В традиционных культурах, где отношения в семье, на службе, в образовательных учреждениях вертикально-иерархичны, проблема травли особенно актуальна. В обществах демократичных стремление самоутвердиться за счет другого встречается реже.
  • Яркий пример, как жесткие рамки и правила провоцируют нарушение личностных границ – армейская дедовщина, работающая на объединение группы, сложившейся в принудительном порядке. Психологи считают, что дедовщина для многих – способ преодолеть негативные переживания, связанные с недобровольностью службы в армии. Офицеры не вмешиваются, чем негласно поддерживают буллинг.

Последствия школьных преследований

  • У ребенка, пережившего травлю, создается впечатление, что окружающий мир – место опасное и враждебное. Жертвы травли подвержены болезням, связанным с психосоматикой: среди них энурез, психические расстройства, нервные заболевания, гормональные сбои. Они больше других склонны к клинической депрессии и суициду.
  • Исследование, в котором участвовали более 3500 подростков, показало: дети, подвергшиеся физическому и психологическому насилию со стороны сиблингов, чаще других по достижению старшего подросткового возраста страдали расстройством психики. У многих появились симптомы шизофрении.
  • У детей, участвовавших в травле (агрессоров и наблюдателей), к 18 годам психозы развивались в 2-3 раза чаще, чем у остальных, а у жертв – в 4 раза чаще. Ученые отметили: подвергавшиеся нападкам в семье чаще становились мишенями для школьных хулиганов.

Родителям ребенка, которого травят в школе, стоит бороться за него на уровне администрации школы и отдела народного образования. Если ученика преследуют в интернете, сохраните скриншоты с враждебными высказываниями, карикатуры и фотожабы.

Ребенка ударили – немедленно обратитесь за судебно-медицинской экспертизой. Синяк поможет завести дело о правонарушении.

Родители жертвы часто сталкиваются с враждебностью родителей агрессоров. Никому не хочется признавать, что их ребенок – жестокий хулиган. Не вступайте в пространные споры: вместо этого потратьте время на сбор доказательств и напишите заявление в управление образования и полицию. Нередко учителя скрывают факт травли от директора – убедитесь, что администрация школы в курсе происходящего.

После привлечения внимания к проблеме в правовом поле родители и учителя с большей вероятностью пойдут вам навстречу.

Главное – не игнорировать буллинг, не считать его нормальным явлением и не руководствоваться расхожей фразой “дети сами разберутся”. У детей и подростков еще не сформированы моральные ценности, психика пока пластична и нестабильна.

Поэтому прекращение нездоровых отношений “жертва-преследователь” должны взять на себя родители и педагоги.

Источник: https://ja-ledy.ru/bulling-travlya-kak-socialnoe-yavlenie-v-podrostkovoj-srede

Буллинг – что это такое, как выявить и бороться с буллингом в школе, на работе, в семье?

Что такое буллинг или психологическая травля — виды и проявления в школе, на работе или в сети интернет

Буллинг – этот социально-психологический феномен формировался с древних времен и в современном мире масштабы его растут. Считается, что буллинг со стороны девушек, в отличие от парней, психологически более тяжело воспринимается жертвой, девушки более изощренны в способах травли, что неизгладимо оставляет отпечаток на психике жертвы.

Буллинг – что это такое?

Буллинг происходит от английского слова bulling – травля, и представляет собой акт насилия, агрессивного выпада в виде оскорбления, унижения, нанесения телесного вреда одному или нескольким людям, детям с целью подчинения.

Осуществляется на начальном этапе 1-2 зачинщиками или буллерами, с постепенным вовлечением всего класса, группы или коллектива. Моббинг и буллинг – родственные явления.

Моббинг представляет собой «стадную» травлю, например, когда в школе или коллективе появляется новичок, и в отличие от буллинга используется только психологическое затравливание.

Причины буллинга

Почему социально-психологический феномен буллинг (травля) не удается искоренить? Этому масса причин, одна из которых – насилие в семье, и буллеры сами часто являются жертвами в собственной семье.

Стремление унизить или покалечить других вырастает из чувства собственной неполноценности, у буллера нет контроля над ситуацией насилия дома, зато в социуме, школе он может это сделать, и ощущать себя держащим власть в своих руках.

Другие причины:

  • половое созревание – во время гормонального «шока» (перестройки), происходит выброс в кровь повышенного уровня тестостерона и адреналина у подростков, что может приводить к увеличению агрессии;
  • склонность к садизму;
  • желание быть в центре внимания;
  • высокий уровень притязаний.

Жертвы буллинга

Почему выбор падает жертвы падает на определенного ребенка – сложно ответить на этот вопрос, скорее он проистекает из причин самого явления. Часто, жертвы школьного буллинга – это:

  • неуспевающие ученики;
  • одаренные дети;
  • дети с ограниченными возможностями здоровья;
  • дети учителей;
  • жалобщики и ябеды;
  • дети из бедных семей;
  • представители сексуальных меньшинств;
  • представители других национальностей;
  • дети с необычным мышлением;
  • любимцы учителей.

Психология буллинга

В основе насилия, агрессии содержатся три составляющие структуры: преследователь – булли или буллер, жертва, и наблюдатели. Очень редко присутствует четвертая составляющая – защитник.

Изучая феномен буллинга, психологи пришли к выводу, что такие чувства как зависть, неприязнь, ложное ощущение несправедливости, желание самоутвердиться могут вызвать формирование этого явления в школьной среде.

Извинения за буллинг – это лишь малая компенсация для чувств пострадавшего, если взрослыми вовремя распознан факт наличия буллинга и приняты меры.

Виды буллинга

Разновидности буллинга подразделяются по виду воздействия на личность. Это может быть физическое насилие с причинением телесного вреда, и психологическое давление.

Разделение условное, потому как причинение физических травм сопряжено и с ухудшением психического состояния, неважно будь то ребенок или взрослый, умеющий постоять за себя, если травля систематическая, страдают и тело и дух человека, особенно это касается сексуального насилия.

Буллинг в школе

Школьный буллинг предполагает агрессию одних детей против других, или даже целый класс травит одного ученика. Происходит это на первых порах эпизодически, затем систематически, и закрепляется на регулярной основе. Существует 2 основных проявления насилия в школе:

  1. Физический буллинг – ребенка щипают, дают подзатыльники, пинки, иногда наносят тяжкие телесные повреждения.
  2. Психологический буллинг – воздействие на психику с помощью:
  • угроз;
  • ускорблений;
  • преследования;
  • запугивания;
  • навешивания обидных прозвищ, ярлыков;
  • объявления бойкота, изоляция;
  • вымогательства денег, личных вещей.

Новая разновидность психологического буллинга – кибер-буллинг.

На электронную почту, мессенджеры ребенку начинают слать гнусные обращения, изображения, оскорбляющие достоинство тексты, могут запугивать угрозами расправы.

Отличие кибер-буллинга от традиционного в том, что буллер остается анонимным, что усугубляет психологическое состояние ребенка, потому что опасность, угроза не идентифицированы, и это сильно подавляет личность.

Буллинг на работе

Психологическое давление со стороны коллег по работе – это не редкость. В любом коллективе можно найти того, кто является «козлом отпущения» или «агнцом на заклание». Буллинг на работе как бороться, рекомендации психологов:

  • повышать свой профессионализм, стать незаменимым в своей должности, уже никто не сможет обвинить в некомпетентности;
  • уподобляться обидчику не рекомендуется, это лишь усилит провокацию с его стороны, пусть кричит, оскорбляет, пока не выдохнется, можно объяснить это себе тем, что «у кого что болит, тот о том и говорит», в данном случае кричит;
  • важно найти единомышленников – это могут быть сотрудники, которые ранее подвергались буллингу;
  • обратиться за помощью к руководству;
  • если травля продолжается, как вариант попросить руководителя перевести в другое подразделение.

Буллинг в семье

Семейный буллинг – явление распространенное в современном мире, причины его кроются в наследственности (генетическая предрасположенность в виде акцентуации характера), экономических, социальных, медицинских и психологических факторах. Травля в семье бывает 3 видов:

  1. Физический буллинг – систематический ущерб здоровью ребенка, другого члена семьи с нанесением телесных повреждений, физических травм.
  2. Сексуальный буллинг – вовлечение ребенка без его согласия в сексуальные действия взрослых, для удовлетворения их сексуальных потребностей.
  3. Психологический буллинг – унижение достоинства ребенка, насилие над личностью с помощью оскорблений, у ребенка формируются психопатологические черты.

Как остановить буллинг – над этим злободневным вопросом работают психологи, руководители учебных заведений, искоренить буллинг трудно, если все с самого начала было пущено на самотек и насилие процветает.

Профилактика – единственный способ пресечь все в самом зародыше, тогда последствия минимальны и не так плачевны.

Зачастую буллеры – это подростки из неблагополучных семей, поэтому коррекция поведенческих нарушений, работа с семьей – важный аспект борьбы с буллингом.

Как выявить буллинг?

Как противостоять буллингу? Для этого нужно быть в наблюдении, это касается и конкретного частного случая, когда родитель замечает, что с его ребенком происходит что-то неладное и наблюдение учителя за микроклиматом в классе и общее стремление всего преподавательского и административного состава видеть, наблюдать жизнь школы в целом. Это позволяет выявить случаи буллинга на раннем этапе, когда пресекающие меры еще могут оказать нужное воздействие и минимизировать психологические травмы. На что обратить внимание как родителям, так и учителям:

  • ребенок, подросток на переменах жмется от всех в сторонке, ни с кем не разговаривает, имеет подавленный вид;
  • здоровье ученика ухудшается, частые психосоматические проявления в виде респираторных заболеваний;
  • за партой ученик сидит один, никто не хочет к нему подсаживаться (часто это последние в ряду парты);
  • на переменах, или после уроков можно наблюдать картину, как группа ребят ждет кого-то озираясь по сторонам, при этом чувствуется исходящая от них агрессия;
  • в столовой тоже можно заподозрить неладное, когда кто-то из учеников постоянно покупает еду для другого (часто младшие школьники покупают обед для старшеклассников);
  • родители могут отметить факт того, что ребенок стал часто просить деньги на «нужды» класса, поэтому важно выяснить этот момент у классного руководителя;
  • ребенок приходит домой подавленным, в школу идет с большой неохотой.

Профилактика буллинга

Профилактика буллинга в школе должна строится совместными усилиями педагогов, административного аппарата и родителей, тогда только можно говорить об успешности. Буллинг в школе как бороться – профилактика:

  • создание таких условий в школе, которые не позволяют допустить проявления буллинга;
  • если случай буллинга все же произошел, важны оперативные меры: разобщить жертву и буллера, для снижения стрессового воздействия;
  • работа с детьми на укрепление личности и духа, упражнения на противостояние агрессии;
  • определение форм буллинга, которые имеют место быть в школе;
  • обсуждение проблемы на уровне классов, педагогического состава;
  • беседа с буллерами и их родителями;
  • коррекция деструктивного поведения агрессивного ученика, работа с его семьей.

Последствия буллинга

Буллинг оставляет неизгладимый след в психике всех участников процесса. Жертва издевательств – самая пострадавшая сторона и последствия зависят от того, насколько долго продолжалась травля.

Самые частые психологические нарушения это снижение самооценки, закрепление статуса «жертвы», различные психосоматические расстройства, формирование неврозов и фобий.

Страшно то, что среди жертв буллинга высокий процент самоубийств.

Буллеры тоже сталкиваются с последствиями своего разрушающего поведения, став взрослыми людьми они с сожалением оглядываются на себя в прошлом, чувство вины и стыда сопровождает их всю дальнейшую жизнь.

Такой отпечаток в душе не дает жить полноценной жизнью, человек часто мысленно возвращается в те моменты и как бы мысленно пытается их исправить. Но среди буллеров и много тех, кто связывают свою жизнь с криминалом и продолжают разрушающе действовать на людей и общество в целом.

Ответственность за буллинг существует и действия буллеров уголовно наказуемы, об этом важно помнить.

Есть еще и категория наблюдателей или зрителей, которые видят издевательства, но проходят мимо, политика невмешательства дорого обходится жертвам буллинга, но также оставляет отпечаток в душе наблюдателя: голос совести притупляется, человек становится черствым, равнодушным, неспособным к сочувствию и состраданию, эти чувства просто в силу защитных реакций атрофируются.

Ментальная связь – что это значит, как она образуется, как ее разорвать? Ментальная связь между близкими людьми существовала всегда, но лишь недавно специалисты обратили внимание и начали изучать этот психологический феномен, выражающийся в тонком чувствовании другого, его мыслей, действий, душевного состояния.Телефон доверия – во всем мире это социально-значимая услуга для людей, попавших в затруднительное положение. Специалисты этой службы оказывают экстренную психологическую поддержку жертвам домашнего насилия, предотвращают попытки суицида.
Депрессия – симптомы у женщин, виды и как выйти из состояния депрессии? Депрессия – симптомы психического расстройства разнообразны по своему проявлению и зависят от вида недуга. Депрессивная симптоматика включает в себя: боли разной локализации, тревога, суицидальные мысли, потеря смысла жизни, эмоциональная холодность. Женская интуиция – что это такое, как научится слушать, развить, улучшить? Женская интуиция – феномен внезапной вспышки озарения, предчувствия характерен больше для прекрасной половины человечества в силу большей эмоциональности. Внутренний голос помогает избежать неприятностей, чувствовать ложь или искренность людей.

Источник: https://womanadvice.ru/bulling-chto-eto-takoe-kak-vyyavit-i-borotsya-s-bullingom-v-shkole-na-rabote-v-seme

Как проявляется психологическая травля на работе: моббинг, боссинг, буллинг, кибербуллинг. Причины моббинга. Как противостоять психологическому террору на работе

Что такое буллинг или психологическая травля — виды и проявления в школе, на работе или в сети интернет

Работа может стать причиной стресса, угнетения и отчужденности, если человек подвергается психологической травле. Притеснение, психологическое насилие в отношении одного человека как явление известно достаточно давно. Проявление подобных конфликтных взаимоотношений получило название моббинг.

Что такое моббинг

В психологии термин «моббинг» появился благодаря Ханцу Лейману в начале 80-х гг. ХХ века. Моббинг – психологический террор нескольких людей в отношении другого.

Сложные, конфликтные отношения в коллективе, высокая эмоциональная напряженность часто провоцируют поиск виноватого. Психологическое насилие может быть вызвано любым поводом. Мобберами используются самые разные методы: от распространения слухов до грубых провокаций. Все это негативно отражается на работе и психологическом состоянии жертвы.

Как не стать жертвой моббинга?

Моббинг является распространенным явлением, если руководители лояльно относятся к интригам на работе, нагрузка между работниками распределена неравномерно, часть сотрудников мается от безделья и занимается травлей ради развлечения.

Психологическое насилие может иметь скрытую форму. Жертве не сообщают о важных мероприятиях и совещаниях, не передают информацию, необходимую для выполнения работы, распускают сплетни. У работника пропадают личные вещи, рабочие документы и файлы из компьютера. К жертве предвзято относятся, делают необоснованные замечания.

Участники травли обычно отрицают наличие конфликта, утверждают, что проблема является надуманной, а человек, подвергающийся давлению, слишком впечатлительный и обидчивый. Такая ситуация может длиться очень долго. Человек, подвергающийся давлению, начинает сомневаться в своих профессиональных способностях.

При открытом конфликте над жертвой часто издеваются, унижают в грубой форме. В отдельных случаях преследователи не ограничиваются психологическим террором. Травля часто бывает связана с порчей имущества, особенно, если жертва несет за него материальную ответственность.

Разновидности моббинга. 

Какие бывают виды моббинга?

Горизонтальный моббинг – это психологическое давление, направленное на одного человека со стороны коллег.

Боссинг – вертикальный моббинг в отношении работника, исходящий от руководителя, как правило, поддерживается другими сотрудниками. Основные причины: некомпетентность в сфере управления, самоутверждение за счет подчиненных, склонность к интригам.

Объектом травли может стать и начальник. При сэндвич моббинге на руководителя среднего звена нападают и подчиненные, и вышестоящее руководство. Такое происходит, если действующего руководителя нужно заменить более сговорчивым и гибким управленцем.

Институциональный моббинг – психологическое давление, оказываемое на работников, например, при рассмотрении конфликтов и служебных споров, а также при сдаче квалификационных экзаменов и аттестации персонала.

Буллинг – жесткая травля, издевательство, хулиганство и запугивание. Буллингом обычно называют травлю в школе.

Кибербуллинг – психологическая травля в интернете, социальных сетях. На мобильный телефон жертв поступает большое количество звонков и смс сообщений от пранкеров, на электронную почту, программы мгновенных сообщений письма с угрозами или спамом. В социальных сетях и на видео порталах размещаются компрометирующие материалы.

Кибербуллинг

При недобросовестной конкуренции моббинг может быть результатом оплаченного черного пиара. Психологическая травля осуществляется через заказные публикации и материалы в СМИ, в таком случае важно выявить заказчика.

Психологическая травля может быть результатом действия организованной преступной группы. В таких преступлениях хулиганство обычно связано с корыстным мотивом, вымогательством чужого имущества, шантажом, провокацией преступления.

Причины моббинга

Чаще всего причиной моббинга является недобросовестная конкуренция. Объектом травли может стать любой человек, если он является конкурентом при получении должности или в случаях сокращения.

Моббинг может быть спровоцирован желанием самоутвердиться или подчинить себе кого-либо. Некоторые люди могут почувствовать себя значительными, унижая других. Травля может быть вызвана обычной завистью из-за чужого успеха или материального благополучия.

Часто моббингу подвергаются новые или слишком усердные сотрудники, если другие работники боятся потерять свою должность.

Личность жертвы моббинга

Объектом психологической травли может оказаться любой человек, вероятность стать жертвой моббинга в небольшой степени зависит от личностных особенностей.

Часто жертвой травли становятся одиночки, те кто, слабее других, либо те, кто сильно выделяется. Неприязнь могут вызвать как слишком уверенные в себе и высокомерные, так и слабые, постоянно ноющие и жалующиеся люди.

Жертвой может стать компетентный сотрудник, являющийся опасным конкурентом, любимчик начальника, трудоголик или человек, вызывающий зависть.

Личность моббера

Зачинщик травли часто преследует различные цели: устранить конкурента, спровоцировать жертву, сделать ее слабой и безвольной, вынудить уволиться с работы, уйти из коллектива.

Скрытыми мотивами могут быть зависть, конкуренция, соперничество, личная обида, месть, отвергнутая любовь или дружба. Мобберы являются хорошими манипуляторами, иногда бывает сложно выявить настоящего зачинщика травли.

Последствия моббинга

Во многих странах моббинг является преступлением. Психологический террор часто имеет самые тяжелые последствия: суицид, несчастные случаи, причинение вреда здоровью, убийства. Длительная травля часто заканчивается психологическими травмами, бессоницей, нервными расстройствами и другими заболеваниями.

В сложных конфликтных ситуациях зачинщики травли стараются подвергнуть жертву социальной изоляции, используя такие средства как бойкот, клевета, доносы, издевательства, грубые провокации. Травля для таких людей является постоянным занятием.

Хулиганство может быть связано с другими сопутствующими преступлениями: умышленное причинение вреда здоровью, физическое насилие, побои. В трудной ситуации необходимо обратиться за консультацией к психологу или юристу.

Предупреждение и противодействие моббингу

В каждом коллективе есть свои традиции, несоблюдение которых может спровоцировать недовольство руководителя и коллег. Нарушение правил субординации, норм профессиональной этики, неуважение принятых в коллективе ценностей, игнорирование корпоративных мероприятий и праздников может стать поводом для моббинга.

Постоянные жалобы, недовольство, претензии, сплетни о коллегах могут также быть причиной травли. Человек может подвергнуться психологическому давлению из-за отказа от навязываемого социально неприемлемого неэтичного поведения, если в коллективе установлены подобные нормы.

В некоторых случаях игнорирование позволяет прекратить травлю. Если жертва не реагирует на провокации, мобберы прекращают свои попытки. В конфликтной ситуации необходимо вести себя достойно, не оскорблять обидчиков, но и не позволять себя унижать.

Моббинг является очень распространенным явлением, большинство людей сталкивалось с психологическим насилием на рабочем месте. Чтобы противостоять травле на работе необходимо обратиться за поддержкой к коллегам. Объектом моббинга может стать любой сотрудник, в том числе и зачинщик травли.

: Как не стать жертвой моббинга?

Источник: https://inwomen.ru/kak-proyavlyaetsya-psihologicheskaya-travlya-na-rabote-mobbing-bossing-bulling-kiberbulling-prichiny-mobbinga-kak-protivostoyat-psihologicheskomu-terroru-na-rabote/

Буллинг

Что такое буллинг или психологическая травля — виды и проявления в школе, на работе или в сети интернет

Буллинг – это агрессивное поведение относительно человека, проявляющееся в насилии, травле, преследовании, терроре.

Можно сказать, что это своеобразное психологическое жестокое избиение человека, при этом менее радикальные действия, такие как сплетни, обзывания, жестокие шутки не относятся к данному виду насилия и называются моббингом.

Буллинг является неосознанной агрессией с повторяющимися актами насилия, единичные случаи ссор или игнорирования нельзя причислять к этому феномену. Но к буллингу относятся эпизоды регулярного физического избиения или мероприятия, способные довести до суицида или вызвать его попытку.

Среди подростков все чаще встречаются буллинг, травля и преследование, по данным статистики около 45% детей подвергались подобным нападениям, а 20% регулярно сами занимаются подобными деструктивными воздействиями.

Изначально буллинг предполагает неравенство сил – физических, психологических или численных, что обеспечивает острую эмоциональную реакцию со стороны жертвы и невозможность противостоять.

Обычно агрессор сильнее именно в том месте, где у жертвы слабое место – одиночек травят группами, физически слабых обижают сильные и выносливые, неустойчивых психически задирают психологические лидеры и серые кардиналы. Повторяемость насилия вызывает чувство безысходности и постепенно формирует позицию жертвы, когда человек уже не способен сопротивляться.

Школьный буллинг проявляется с начальных классов, когда старшеклассниками устраивается дедовщина и у малышей отбирают карманные деньги, обеды, игрушки, телефоны и прочее.

С возрастом к средней школе практически исчезают физические проявления, полностью уступая место психологическому террору – в ход идут сплетни, унизительное обращение и оскорбительные шутки, особенно тяжело переносится жертвами тотальный бойкот и игнорирование.

Характерным является механизм возникновения подобного поведения. Всегда буллинг начинается с одного человека, который таким способом пытается укрепить свой авторитет, повысить самооценку или просто привлечь внимание группы.

На первых этапах общество может разделиться на тех, кто поддерживает подобную линию поведения, равнодушен и тех, кто порицает и осуждает агрессора. Со временем ситуация меняется, если жертвы буллинга никак не сопротивляются происходящему и допускают продолжение насмешек.

В лучшем варианте защитники теряют всякий интерес и ведут себя равнодушно, но чаще у них накапливается раздражение относительно покорной позиции жертвы.

Что такое буллинг

Буллинг как социальное явление, возникает в тех коллективах, где личность обесценивается, а потребности в признании, принятии и понимании подвергаются существенной депривации.

В подобных невыносимых для личности условиях сначала развивается апатия, со временем сменяющаяся агрессией, как неосознаваемой попыткой сопротивления.

Если человек воспитывается и находится в условиях, где ценность человеческого достоинства всегда выше соблюдения формальных правил и не существует директивных необоснованных запретов вероятность стать буллером или жертвой стремится к нулю.

Помимо обстановки существует и ряд личностных черт, способствующих тому, чтобы стать жертвой.

Так, нападкам чаще подвергаются люди, не вписывающиеся в понятие нормы, выделяющиеся среди остальных, причем не важно, в какую сторону тип странности (одежда, поведение, таланты, вкусы, тембр голоса и прочее).

Жертвами часто становятся новые члены коллектива, которые не стремятся подстраиваться под общепринятое поведение – инициативность, дружелюбие, помощь всем окружающим могут стать причинами для агрессии, если не являются нормами в новом обществе.

Повышенная чувствительность привлекает тиранов и моральных садистов, поскольку обидеть такого человека просто и можно получить очень яркую эмоциональную реакцию. Также жертву могут создать искусственно, благодаря влиянию авторитетов.

Так происходит, когда старший (учитель, руководитель) намеренно унижает и оскорбляет человека в присутствии коллектива.

Мотивация вышестоящего может быть сугубо личной, но психология групп такова, что со временем остальные члены подхватывают разрешенную модель поведения, не имея претензий к жертве.

Вероятнее, что нападкам даже в новом месте, подвергнется тот, кто подвергался им ранее.

Большинство жертв подвергаются травле не только в школе, но и дома, обычно для них насилие является привычным, и они могут провоцировать окружающих, поскольку бережное отношение вызывает массу тревоги.

Неспособность отвечать обидчикам, стремление занять пассивную позицию, отсутствие собственного мнения или наоборот резкая конфронтация с группой (отсутствие участие в общих играх или занятия) могут спровоцировать агрессоров.

Жертвы буллинга невозможны без буллеров – насильников, обидчиков, агрессоров. Для того чтобы данные качества начали проявляться также существуют определенные предпосылки.

Первоочередная и самая важная причина находится в наиболее раннем детстве и особенностях семьи. При дефиците родительского внимания и любви, граничащего с равнодушием, неизвестны понятия запретов и авторитетов, уважительного отношения и построения органичных отношений.

Подобная ситуация вызывает много внутреннего протеста, боли, а потом и агрессии, как движущей силы изменений. Направить этот поток претензий на родителей нельзя, поэтому ищут кого-то более слабого. Такие дети ищут власти хоть в каком-то кусочке своей жизни, а буллинг дает власть еще и над жизнью и настроением других.

Это своеобразный способ получения доказательств своего превосходства и значимости, движимый психологическим травмами и нарциссическими чертами личности.

Буллерам характерно полярное мышление и разделение мира на черное и белое, точно так же и люди в нем либо с ними, либо против них.

Присутствуют частые негативные отзывы об окружающих и тщательность в выборе контактов, причем критерием будет служить то, насколько человек достоин внимания агрессора, как высшего и значимого.

Но, не смотря на безапелляционность, все агрессоры боятся поражения, поскольку в случае очень многое стоит на кону – для этого они выбирают в жертву не того, кто объективно слабее, а того, кто не сможет ответить.

Последствия буллинга невозможно игнорировать, причем они касаются всех участников процесса. Наиболее известны случаи, когда жертва совершает самоубийство, что вызвано неспособностью найти выход из ситуации и невозможностью терпеть издевательства.

Еще одним способом ухода от ужасающей действительности является алкоголь и наркотики, которые жертва может начать употреблять для снятия психоэмоционального напряжения. Кроме этого возможны регулярные прогулы, снижение интеллектуальных и мнестических показателей, продуктивности работы.

Могут появиться неврологические нарушения, проблемы со сном и аппетитом, психологические проблемы, требующие вмешательства специалиста.

У жертв повышается тревожность и депрессия, иногда, доходящие до клинических случаев, регулирующийся медикаментозно.

Присутствуют нарушения в межличностных отношениях, стремление к одиночеству, неспособности конкурировать в профессии. Это приводит к ограничению контактов и выбору сфер деятельности вне коллектива.

Кроме того буллинг способствует психосоматическим расстройствам, нарушениям в работе сердца, проблемам с питанием.

Для агрессоров буллинг также имеет множество негативных последствий. Наиболее частым оказывается социальная нереализованность, поскольку выбранные пути достижения результата не работают во взрослой жизни.

Трудности в общении связаны с всеобщей ненавистью – в семье это тираны, в карьере успех достигается любыми путями, что не способствует формированию теплых отношений.

Тирания может привести к личностным нарушениям патологического спектра.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.